Арабские Соединенные Штаты или Средиземноморский Союз?

Как сообщает издание InterRight, все ключевые арабские политики 50-х и 60-х гг. XX века были одержимы идеями панарабизма: Насер (Египет), Асад (Сирия), Бургиба (Тунис), Хусейн (Ирак), Каддафи (Ливия), Арафат (Палестина). По их инициативе арабы вплотную подошли к реализации нескольких конфедеративных проектов.

«Объединенная Арабская Республика» в составе Сирии и Египта существовала с 1958 по 1961 год. Она же вместе с Йеменом образовывала конфедерацию под именем «Объединённые Арабские Государства». В 1963 году велись активные переговоры о федерации в составе Египта, Сирии и Ирака, с возможным присоединением Алжира и Йемена. В 1972-77 гг. существовала «Федерация Арабских Республик» в составе Египта, Ливии и Сирии. К ФАР какое-то время хотел присоединиться Судан. В 1973 году президент Туниса призывал к созданию «Соединённых Штатов Северной Африки» в составе Алжира, Ливии и Туниса. В 1974 году «Арабская Исламская Республика» в составе Ливии и Туниса почти уже стала реальностью, если бы от идеи не пришлось отказаться под угрозой войны с Алжиром. Реализация идеи СШСА, вкупе с уже существующей в то время ФАР, позволила бы арабам создать единое конфедеративное пространство от Алжира до Сирии.

Камнем преткновения сначала были амбиции харизматичных лидеров первой волны арабского возрождения, потом – мелочные клановые интересы политиков-эпигонов. Сегодня, с очередной сменой политических поколений в арабском мире, эти проекты снова могут стать актуальными. По крайней мере две крупные арабские страны жизненно заинтересованы в «Арабских Соединенных Штатах» (на картинке – гипотетический флаг АСШ). Во-первых, это Египет, у которого слишком мало нефти и продовольствия, чтобы выжить со своим 80-миллионным населением. Во-вторых, это «сомализирующийся» Ирак, у которого много нефти, но нет порядка.

Может ли этот порядок навести дружественная арабская рука?

СПРАВКА (по материалам PanArmenian):Средиземноморский союз («Барселонский процесс — Союз во имя Средиземноморья») (Union for Mediterranean) был создан в июле 2008 года по инициативе президента Франции Николя Саркози как продолжение процесса развития партнерства между европейскими государствами и странами Южного Средиземноморья, запущенного в Барселоне в 1995 году по инициативе тогдашнего премьера Испании Фелипе Гонсалеса.

В Союз вошли 43 государства — 27 стран-членов Евросоюза и 16 стран Южного Средиземноморья, в том числе Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Мавритания, Сирия, Тунис, Турция. В состав нового Союза пошли также Палестинская автономия, Албания, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория и Монако.

Союз призван объединить усилия стран региона в: энергетике, борьбе с загрязнением Средиземного моря, решении проблем продовольствия и питьевой воды, урегулировании проблем нелегальной миграции и культурном обмене.

Примечательно, что Муамар Каддафи отказался от участия Ливии в Средиземноморском Союзе. По мнению ливийского лидера, «этот план имеет целью вновь поставить арабские страны под власть европейцев».

Комментарии МПиР:

Известно, что в Европейском союзе наиболее серьезные экономические проблемы испытывают страны южной Европы.  Это вызывает противоречия в их взаимоотношениях с Брюсселем, но, прежде всего с Германией.

Исходя из этого Средиземноморский союз «просится» вне Евросоюза в том виде, в котором он изначально Саркози и продвигался. Государства Южной Европы в лице северо-африканских соседей получили бы энергетические и трудовые ресурсы, а арабские страны — доступ к технологиям и возможность интеграции в глобальный мир.

Кроме того, Средиземноморский союз с участием  Турции давал потенциальную возможность «входа» в Центральную Азию под эгидой пантюркизма и открывал возможности поставки среднеазиатских ресурсов в Европу.

Однако Средиземноморский Союз  «по Саркози» в совокупности с Восточным Партнерством фактически разрушили бы Евросоюз.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *