Эксперт: Страхи россиян, что КТК медленно и методично отодвигают в сторону, оказались напрасны

Как стало известно на прошлой неделе госкомпания “Транснефть” хотела бы еще увеличить свою долю в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Это неудивительно, учитывая, что Казахстан в ближайшем будущем не намерен форсировать поставки “черного золота” в обход России…

Вероятно, такой интерес к Каспийскому трубопроводному консорциуму связан с последними известиями из Казахстана. Как сообщил в интервью агентству Trend председатель правления Нацкомпании “КазМунайГаз” (КМГ) Кайргельды Кабылдин, “к 2012 году не будет большой нефти, и мы предполагаем, что на период 2014-2016 годов не будет реальных объемов нефти, чтобы оправдать строительство Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ). Соответственно, сроки начала реализации этого транспортного проекта откладываются”.

Напомним, что еще совсем недавно общественность заверяли о грядущем двукратном увеличении нефтедобычи через три года благодаря нефти с крупнейшего месторождения Кашаган. По оценкам, извлекаемые запасы Кашагана должны были составить от 7 до 9 миллиардов баррелей нефти, а общие запасы углеводородов этой структуры оценивались - в 38 млрд. баррелей. И если сейчас Казахстан ежегодно добывает около 70 млн. тонн нефти, то через три года нефтедобычу обещали практически удвоить. Соответственно под новые объемы “черного золота” готовили нефтепроводы и систему транспортировки. Планы казахстанской “нефтянки” сильно напрягали россиян, ибо президент Нурсултан Назарбаев и руководство отрасли не скрывали, что в ближайшем будущем нефть пойдет в обход России.

Однако в очередной раз планы поменялись. Исходя из того, что сказал Кайргельды Кабылдин большая нефть с Кашагана, откладывается еще как минимум года на три. Второй этап освоения Кашагана пока не утвержден. “Он будет утверждаться в 2010 году. Разумно предполагать, что есть задержка следующего этапа, у них (у акционеров консорциума Северо-Каспийского проекта, которые разрабатывают Кашаган) есть обязательства только по ранней нефти, то есть дать ее не позднее октября 2013 года”, - отметил главный нефтяник страны. Выясняется, что на первом этапе освоения Кашагана “будет добываться от 370 тыс. до 450 тыс. барр. в сутки”. “Эти объемы, по мнению экспертов, могут транспортироваться по системе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум находится под патронажем россиян) после его расширения, по китайскому нефтепроводу, а также по трубопроводу “Актау- Баку – Батуми”, - пояснил глава КМГ. Далее Кайргельды Кабылдин предполагает, что на период 2014-2016 годов не будет большой нефти в принципе. Посему строительство Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) откладывается “на более поздний срок”. Напомним, что Казахстанская каспийская система транспортировки включает в себя нефтепровод Ескене-Курык и Транскаспийскую систему (терминал на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан).

Еще осенью прошлого года на IV Евразийский энергетический форум KazEnergy, Казахстанская национальная нефтяная компания “КазМунайГаз” и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР или SOCAR) приняли решение о реализации Транскаспийского проекта. Как тогда сообщил журналистам глава “КазМунайГаза” Каиргельды Кабылдин. “нефть в рамках Транскаспийской нефтетранспортной системы будет доставляться танкерами с терминала города Курык (Казахстан) в Баку, а далее поступать в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Мощность системы на первом этапе реализации составит порядка 27 млн. тонн нефти в год”. Глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев отметил, что “при ожидаемом скором увеличении экспорта казахстанской нефти через Азербайджан мы изучаем возможности доставки этих объемов по нефтепроводу “Баку – Супса” и строительства нового трубопровода до Черного моря”. Затем второго октября состоялся визита президента Нурсултана Назарбаева в Баку и данное соглашение между “КазМунайГазом” и SOCAR о реализации Транскаспийской системы было подписано.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, страхи россиян, что КТК медленно и методично отодвигают в сторону, оказались напрасны. Основная нефть как шла, так и будет идти через Россию. Лоббируя идею нового соглашения по расширению КТК, Москва пыталась не допустить подключения Казахстана к проекту создания “Казахстанской Каспийской Транспортной Системы”, предполагающему транспортировать нефть в Азербайджан и далее по системе БТД. Что в итоге и произошло. Во-вторых, мало того, что БТД дышит на ладан, так Транскаспийская система сейчас под большим вопросом, что не приведет в восторг, прежде всего азербайджанскую и турецкую стороны. В-третьих, вложение в КТК становится весьма прибыльным активом. В-четвертых, на руку акционерам КТК играют санкции против Ирана. Если они будут ужесточены, то для транспортировки нефти иранские порты закроются. Пока на транзит через Иран ограничений нет, но нет и гарантий, что Совбез ООН не пойдет на следующий виток антииранских мер.

На сегодняшний день “Транснефти” принадлежит 31% акций КТК. Из российских акционеров еще 12,5% находится у ЛУКОЙЛа и 3,75% у “Роснефти”. Однако расширить свой портфель “Транснефти” будет непросто. У всех свой интерес, к тому же от слов о расширении перешли к делу и к 2014 году КТК с нынешних 35 миллионов тонн нефти в год увеличит пропускную способность до 67 миллионов. Как бы то ни было, но на долю Казахстана в 19% “Транснефть” не претендует точно, так как нефтепровод нагружается именно казахстанской нефтью. Поэтому вероятно переговоры пойдут с владельцами самых маленьких долей BG Overseas Holding Limited (Великобритания) - 2%, Eni International H.A. H.V. S.ar.l. (Италия) - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC (США), имеющей 1,75% Каспийского трубопроводного консорциума.

Об этом пишет для “Политком.Ру” политический обозреватель Сергей Расов, - передает www.centrasia.ru.

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Оставьте свой отзыв!