Ашхабад начал искать партнеров для транскаспийского проекта

После заявления президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова о том, что строительство трубопроводов по дну Каспия должно входить в компетенцию только тех стран, в чьих секторах оно будет вестись, Ашхабад начал искать партнеров для транскаспийского проекта. Глава французской нефтегазовой корпорации Total Кристоф де Маржери вчера впервые встретился с туркменским лидером для обсуждения сотрудничества в области разработки шельфовых ресурсов. Организаторами переговоров выступила группа Bouygues, крупнейший иностранный застройщик в Туркменистане, совладельцы и руководители которой принимали участие во встрече.

По итогам беседы по туркменскому телевидению было показано короткое интервью с г-ном де Маржери. “Мы обсудили возможности поставок туркменского газа через Каспийское море… и говорили о приоритете экологии. Наша задача в течение нескольких месяцев проработать эту тему и вернуться с конкретными предложениями. Я верю, что встречусь вновь с уважаемым президентом”, - цитирует его Reuters. Любопытно, что после этого глава Total отправился в Цюрих, где принял участие в заседании совета директоров Shtokman Development (совместной компании c “Газпромом” и Statoil), а также провел двустороннюю встречу с председателем правления российского концерна Алексеем Миллером.

Транскаспийский газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном является одним из самых критических участков концепции “Южного газового коридора”, активно продвигаемой Брюсселем и политически поддерживаемой Вашингтоном, по поставкам в Европу каспийского сырья в обход России. На сегодня проложена труба Баку-Тбилиси-Эрзерум и маломощная перемычка между Турцией и Грецией. Всего же проектируются сразу три газопровода с турецкой территории в страны ЕС: Nabucco (через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию) мощностью 30 млрд кубометров, ITGI (через Грецию в Италию) - до 10 млрд кубометров и TAP (через Грецию и Албанию в Италию) - до 8 млрд кубометров. Все три проекта не имеют гарантий загрузки и претендуют на 8-10 млрд кубометров газа, которые собираются добывать и экспортировать Азербайджан в рамках второй фазы освоения “Шах-Дениза”. У Баку есть также свой проект AGRI по транспортировке газа в сжиженном или сжатом виде из грузинского порта через Черное море в Румынию.

В качестве ресурсной базы для транстурецких проектов в Европу называют Ирак и Египет. Но главные надежды связывают именно с туркменским газом, который пока заперт из-за отсутствия согласия на Каспии и необходимой инфраструктуры в направлении ЕС. В последних планах Еврокомиссии по развитию газотранспортной инфраструктуры говорится, что стратегической целью “Южного коридора” является обеспечение транспортировки к 2020 году 45-90 млрд кубометров газа с Каспия и Ближнего Востока. Это позволит, по мнению Брюсселя, удовлетворить растущие нужды в импортном газе и одновременно снизить зависимость стран Центральной и Восточной Европы от России.

Total не имеет интереса в этих проектах в отличие от австрийской OMV и германской RWE, которые даже создавали СП для предпроектных изысканий по транскаспию. Переговоры о присоединении к Nabucco ведет другая французская компания - GDF Suez. Но пока безрезультатно. В IGTI переговорами с поставщиками занимается итальянская Edison, а в TAP миноритарием стал один из крупнейших торговцев газом в Европе - E.ON Ruhrgas. Очевидно, что именно эти компании жизненно заинтересованы в прокладке трубы по дну Каспия, но переговоры с ними впереди. Глава же Total просто оказался первым нефтегазовым топ-менеджером, навестившим Ашхабад после бакинского саммита Прикаспийских государств (см. “Время новостей” от 19 ноября). Получив политическую поддержку от лидеров Азербайджана и Казахстана, которые публично не высказывались по этой теме, г-н Бердымухамедов озвучил тезис: согласие всех стран на строительство труб не требуется. До этого времени Ашхабад избегал острых заявлений на этот счет, гордился собственной политикой нейтралитета и всегда озвучивал принцип продажи газа на границе, подчеркивая, что дальнейшая транспортировка - это забота покупателя. Но ситуация, видимо, изменилась: проблемы с экспортом газа в Россию и нереализованные ожидания от поставок в Китай по новому маршруту стимулируют Туркмению на более активные действия.

Москва и Тегеран настаивают, что без урегулирования проблемы Каспия никаких труб на дне быть не должно. Вопрос должен решаться на основе консенсуса всех прикаспийских государств, подчеркивал в Баку российский президент Дмитрий Медведев. Замглавы МИД Ирана Мохаммад Мехди Ахунзаде вчера вообще заявил, что не признает двусторонних соглашений о разделе Каспия. Принципиальная позиция Ирана заключается в том, что любое соглашение о будущем правовом статусе Каспия должно основываться “на консенсусе и справедливости”. Вопрос в том, готовы ли Ашхабад и Баку пойти на открытый конфликт с большими соседями и насколько жесткой будет реакция со стороны России и Ирана.

Кроме того, сохраняются азербайджано-туркменские противоречия по месторождениям в приграничной зоне Каспия, где Баку уже вовсю добывает сырье на спорных участках. Г-н Бердымухамедов собирается решать проблему в международных судах. И хотя в последнее время президент Туркмении настаивает, что это всего лишь правовая коллизия, которую не надо политизировать, угроза судебных разбирательств и потери прав на месторождения должна настораживать Азербайджан.

Об этом пишет “Время новостей” и «Нефть России».

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте свой отзыв!