Эксперт: В Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить

Месяц назад в Брюсселе был представлен проект энергетической стратегии Евросоюза до 2020 года, - пишет в статье, опубликованной “Красной звездой”, Игорь Новиков, эксперт Института геополитической информации “Энергия”. Эта стратегия, подчеркнем, имеет не только экономическое значение, но и в существенной мере влияет на формирование внешнеполитического курса и планы в области военного строительства ЕС. Это и есть та самая “реал-политик”, при которой энергетический фактор уже второе столетие определяет во многом характер межгосударственных отношений, а многие военные конфликты порождены борьбой за контроль над энергоресурсами. Недавняя война США против Ирака - тому убедительное подтверждение…

В ноябре еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что Еврокомиссия предлагает инвестировать в энергетику Евросоюза в течение 10 лет 1 трлн. евро. Цель - обеспечить стабильное энергоснабжение стран Евросоюза в 2020-х годах и снизить зависимость их экономики от импортируемого углеводородного топлива. Окончательное решение будет принято главами государств на саммите 4 февраля 2011 года, которое решено впервые полностью посвятить энергетическим проблемам.

Евросоюз намерен снизить к 2020 году на 20 процентов выбросы углекислого газа по сравнению с уровнем пикового 1990 года, повысить уровень энергосбережения на 20 процентов и довести объем альтернативной энергетики до 20 процентов от всего энергопотребления ЕС. Цели, с точки зрения политической рекламы, выглядят эффектно: 20 - 20 - 20.

По словам Эттингера, образно назвавшего энергию “кровью общества”, сегодня европейский энергетический сектор “недостаточной конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недостаточно развита”. С точки зрения Еврокомиссии (высшего органа исполнительной власти Евросоюза - прообраза будущего общеевропейского правительства), откладывать модернизацию энергетики уже нельзя, поскольку мировое предложение нефти уже достигло своего пика, а спрос на энергоресурсы продолжит расти.

Новая энергетическая стратегия ЕС исходит из нескольких ключевых приоритетов. Во-первых, обретение новых запасов энергоресурсов. Это, в частности, использование гидроэнергии и альтернативных источников, в том числе ветра, геотермальных систем, Солнца, и стимулирование производства искусственного жидкого топлива.

Во-вторых, модернизация энергетической инфраструктуры ЕС, включая создание “гибких электросетей нового поколения” с электронным управлением. Предполагается также значительно расширить газопроводную систему, чтобы иметь возможность перекачивать газ в любом направлении между европейскими государствами. Напомним, запланировано создать сеть газопроводов, которые соединят рынки Центральной и Юго-Восточной Европы. Произойдет интеграция газовых сетей стран Балтии и создание “коридора” Север-Юг на территории бывших государств-участников Варшавского договора. На территории “старых членов” ЕС, т. е. в Западной Европе, также будут построены дополнительные “соединительные” газопроводы, которые позволят “маневрировать” топливом, поступающим с прибрежных терминалов по приему сжиженного газа и по трубопроводам из Северной Африки.

В-третьих, повышение энергоэффективности на всех уровнях - от частных домохозяйств до целых городов. Намечено таким путем экономить до 20-25 процентов ныне потребляемой энергии.

В-четвертых, формирование единой “энергетической внешней политики”, призванной гарантировать стабильность в поставках в Европу традиционного углеводородного топлива - нефти и природного газа. Но роль нефти все же будут целенаправленно снижать.

Продолжится, видимо, и курс на расширение парка электроавтомобилей, что неизбежно уменьшит спрос на бензин. В этом направлении сегодня уже активно работают США и Япония.

В предстоящее десятилетие Еврокомиссия намерена обеспечить проведение консолидированной политики стран Союза в отношении нынешних поставщиков газа. Для создания единого энергетического рынка необходимым считается признание всеми странами лидирующей роли Брюсселя, т. е.

Еврокомиссии, в этой области. Пока же конституция Евросоюза (Лиссабонский договор) оставляет энергетику в ведении национальных правительств.

Одновременно предусматривается поиск новых партнеров, которые обеспечат диверсификацию источников энергоресурсов и эксклюзивный подход к ним - вплоть до прямых инвестиций из бюджета ЕС в реализацию инфраструктурных проектов - даже коммерчески нерентабельных, но необходимых Союзу. Среди них - “южный коридор”, по которому намечено доставлять в Европу от 45 до 90 млрд. кубометров газа с Ближнего Востока (Египет, Ирак) и из каспийского региона в обход России. На этот проект Евросоюз готов выделить до 14 млрд. евро.

“Южный коридор” - это прежде всего проект “Набукко”, ставший своего рода идефикс для антироссийски настроенных кругов в штаб-квартире Евросоюза, хотя он не решает всех проблем энергобезопасности стран Евросоюза. Его пропускная способность составит 31 млрд. кубометров в год.

Первые поставки газа по “Набукко” Евросоюз надеется получить в 2015 году. Скорее всего, если трубопровод все же построят, это будет газ не из бывших республик СССР, а из Египта (подтвержденные запасы 2, 2 трлн, кубометров) или Ирака (3, 2 трлн, кубометров).

Изначальный же замысел “Набукко” - газопровода, названного по имени правителя древнего Вавилона Навуходоносора II, состоял в том, чтобы организовать поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но вследствие обострения отношений стран НАТО с Ираном из-за его ядерной программы в 2006 году возникла идея получать газ в обход России из Туркменистана и Азербайджана.

Для транспортировки газа из Туркменистана требуется проложить подводный газопровод из Туркменбаши в Баку. В обозримом будущем это маловероятно из-за неурегулированности вопроса о правовом статусе Каспия. На недавнем саммите глав прикаспийских государств в Баку (18 ноября) этот вопрос решить так и не удалось. Предполагается, что очередная попытка будет предпринята в следующем году на саммите в России, а пока представители всех пяти государств готовят предложения по делимитации границ.

В этих условиях консорциум европейских компаний изучает вопрос о возможности переправлять туркменский газ в Европу через Каспий в сжиженном виде (3 - 4 млрд. кубометров в год) начиная с 2014 года. Гипотетически это возможно, однако потребует постройки завода по сжижению газа на туркменском берегу и терминала по приему и регазификации - на азербайджанском.

Газ в обход России Евросоюз способен получать также в ограниченных объемах из Азербайджана. Некоторыми возможностями эта страна располагает уже сегодня. При внутренних потребностях в 10 - 11 млрд. кубометров на ее месторождениях в этом году будет добыто 28 млрд. кубометров. В Евросоюзе планируют получать в ближайшие годы 8 - 12 млрд. кубометров азербайджанского газа по трубопроводу ITGI (Турция - Греция - Италия). Он будет соединен с уже действующим газопроводом Баку - Тбилиси - турецкий Эрзурум. Начало эксплуатации маршрута - 2012 год.

Совокупная добыча газа в Азербайджане за 2011 - 2014 годы составит 120 млрд, кубометров. В будущем году в стране добудут 29 млрд. кубометров, а в 2014 году - 32 млрд, кубометров.

Существует также проект AGRI (Azerbaijan - Georgia - Romanian Interconnect”r), который предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (СПГ) в Румынию через территорию Грузии (порт Кулеви) и Черное море. Объем поставок - от 2 до 8 млрд. кубометров. Интерес к СПГ из Азербайджана проявляет и Украина, но опять же надо строить в Одессе регазификационный терминал.

Нельзя исключить и участия Азербайджана в проекте “Набукко”. По существующим подсчетам, для минимально рентабельного наполнения трубопровода необходимо изыскать около 10 млрд. кубометров, и такими дополнительными объемами республика в 2014 - 2015 годах будет располагать.

Ожидается, что зависимость Европы от импорта “голубого топлива” будет расти и достигнет к 2020 году трех четвертей общей потребности в газе. Это означает, что потребность в дополнительных объемах природного газа составит не менее 60 млрд. кубометров.

По оценкам экспертов, в этом году европейский рынок газа преодолел последствия кризисного 2008-го и восстановился до прежних объемов. За первые 7 месяцев с. г. потребление газа в Европе составило 331 млрд, кубометров, а по итогам всего года составит 560 млрд, кубометров (27 стран Евросоюза, Турция и Швейцария).

Среди предложений Еврокомиссии - пересмотр мировой системы ценообразования на природный газ, чтобы “отвязать” ее от цен на нефть. Этот вопрос затрагивает интересы российского “Газпрома”, для которого ситуация на европейском рынке газа в этом году сложилась не лучшим образом. Россия традиционно поставляет “голубое топливо” в Европу по долгосрочным контрактам, в которых цены привязаны к нефтяным котировкам с отставанием примерно в 6 - 9 месяцев. Вследствие выхода на европейский рынок значительных объемов СПГ биржевые (енотовые) цены на газ существенно снизились. И если цена 1000 кубометров российского газа в нынешнем году составляла свыше 300 долларов, то при енотовых поставках - 200 - 250.

Правда, с началом зимы, сопровождающимся заморозками и снегопадами, спотовые цены на газ в Европе значительно подскочили и почти сравнялись с контрактами “Газпрома”. Но это, видимо, временно. В Италии потребители могут приобретать СПГ из Катара по 240 долларов за тысячу кубометров, и наплыв СПГ в Европу, в первую очередь из Катара, в ближайшие годы будет только увеличиваться. Напомним, Катар занимает 3-е место в мире по запасам природного газа после России и Ирана. Доказанные запасы - 25, 8 трлн, кубометров. Суммарные возможности заводов по производству СПГ - 84 млрд, кубометров. Экспорт в 2009 году - 68 млрд, кубометров. Основная часть - в виде СПГ (49 млрд, кубометров).

Пример Италии, куда, кстати, российский “Газпром” намеревается проложить новый газопроводный маршрут (”Южный поток”), - весьма характерный пример новой ситуации на газовом рынке Европы. Страна основные объемы газа импортирует при скромной собственной добыче (в 2009 году соответственно 70 и 8 млрд. кубометров). Основные поставщики - североафриканские Алжир и Ливия, а также Нидерланды, Норвегия, Россия и Катар.

Российские компании, несмотря на некоторое сокращение доли “Газпрома” в европейском потреблении газа, остаются в числе успешных игроков на энергорынке Европы. Например, компания ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Болгарии, Румынии, а также долями в комплексе ISAB на итальянском острове Сицилия (49 процентов) и в голландском НПЗ TRN (45 процентов). Совокупная мощность зарубежных НПЗ компании (включая мощности на Украине) составляет более 26 млн. тонн нефти в год.

“Газпром” завершает прокладку газопроводного проекта “Северный поток”. Заполнение газом трубопровода начнется уже в мае 2011 года. При его строительстве пришлось найти ряд сложнейших технологических решений. К примеру, морской участок маршрута по дну Балтики составляет 1. 213 километров, и на нем не предусмотрено строительство промежуточных компрессорных станций. Поэтому для транспортировки газа компрессорная станция на российском берегу должна обеспечивать огромное давление, чтобы “голубое топливо” достигло германского Грайфсвальда.

Продвижение российских компаний в газовой сфере тормозят ограничительные меры Евросоюза, которые формально нацелены на демонополизацию энергорынка. Так называемый третий энергетический пакет, одобренный Евросоюзом в конце прошлого года, предписывает всем странам Союза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Эти правила вступают в силу в марте 2011 года (при адаптационном периоде в два года).

По мнению Москвы, новые правила на рынке газа, которые планирует ввести ЕС, не только нанесут ущерб российским компаниям, но и вызовут удорожание энергоресурсов. Такое мнение выразил в прошлом месяце председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая в Берлине на пресс-конференции. “Мы понимаем, что европейские коллеги стремятся демонополизировать рынок, и в целом это правильно”, - сказал он. Но предложенные решения могут оказаться вредными для вертикально интегрированных компаний, в том числе из России и Германии. При “механическом” следовании принципам борьбы с монополизмом могут появиться посредники, которые постараются просто “наварить” на поставках углеводородного сырья, и стоимость конечного продукта для европейских потребителей существенно увеличится.

Какие-то компромиссные решения в штаб-квартире ЕС, видимо, найдут, так как без России энергобаланс союза будет ущербным. И в Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить. Евро-комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер привел в ноябре такие цифры: Российская Федерация обеспечивает 31 процент от общих поставок газа в Евросоюз, 27 процентов нефтепоставок и 24 процентов поставок угля. Значительная часть поставок урана также идет из России.Подробнее читайте на http://www.oilru.com/news/219180/

Источник: «Нефть России»

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте свой отзыв!