ТАПИ - аварийная отмена?

Не так давно были завершены переговоры по строительству газопровода ТАПИ, который должен будет транспортировать туркменский газ с месторождения Довлетабад через Афганистан и Пакистан в Индию. Сторонам удалось преодолеть все разногласия, все политические трудности, и в мае 2011 года парламент Афганистана утвердил решение о строительстве, начало которого намечено на 2012 год. В Туркменистане уже началась подготовка к строительству, включающая в себя оборудование строительной базы и строительство железной дороги Атамурат - Акина - Андхой.Крушение гарантий

В начале 2011 года в США был выдвинут план дальнейшей стратегии в Афганистане, который угрожает этому проекту полным провалом. Бывший заместитель советника президента США по национальной безопасности Роберт Блэквилл предложил, ссылаясь на высокие потери и невозможность удержать юг Афганистана, перейти к “Плану Б”. Этот план предусматривает резкое сокращение иностранного военного контингента со 150 тысяч до 30-50 тысяч человек и отвод его к Кабулу и в Северный Афганистан. Весь южный Афганистан от провинции Кунар до провинции Нимроз оставляется, таким образом, талибам.

Дело доходит даже до того, что Роберт Блэквилл утверждает: “В то же время Вашингтон должен признать, что “Талибан” рано или поздно обретет контроль над пуштунским югом и востоком, и, чтобы предотвратить подобный исход, придется заплатить неприемлемо высокую цену”. По сути дела, речь идет о воссоздании талибского государства в той или иной его форме: в виде Исламского эмирата Афганистан, в виде “Пуштунистана” или еще под каким-то другим названием, с формами управления, которые будут сильно напоминать устройство талибского государства в 1999-2001 годах.

Все соглашения о строительстве ТАПИ держались на афганских гарантиях безопасности строительства и самого газопровода.  Когда эти соглашения подписывались, то предполагалось, что американцы пробудут в Афганистане достаточно долго, чтобы афганская армия окрепла и смогла взять контроль над безопасностью. Но если американцы покинут южный Афганистан, то афганские силы не смогут гарантировать безопасность строительства газопровода, который пройдет через южные провинции. Даже если начать его строить в 2012 году, то его достройка будет под вопросом, поскольку около тысячи километров газопровода пройдет по территории, на которой возможны боевые действия. Затягивание же строительства представляет угрозу провала всего проекта. Таким образом, американский “План Б” разрушает все то, что страны-участники соглашения по ТАПИ создали с большим трудом.

Китайское слово

Вопреки общепризнанному мнению, Китай всегда стоял за переговорами по ТАПИ, и весь проект невозможен без участия Китая. Обычно эксперты считают, что Китаю было невыгодно направление туркменского газа по южному маршруту, поскольку КНР импортирует туркменский газ по газопроводу Туркменистан - Китай, введенному в строй в конце 2009 года и есть планы расширения его мощности.

Однако, это только часть картины. Если принять во внимание тот факт, что Пакистан становится важным союзником Китая, и принять во внимание активные китайские инвестиции в страны всего региона (Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Туркменистан), то становится очевидно, что строительство ТАПИ очень даже соответствует интересам официального Пекина. Во-первых, это топливо и возможности экономического развития для Пакистана - важного союзника. Во-вторых, это условия для крупномасштабных инвестиций в целом секторе стран, в особенности в странах Припамирья. Реализация ТАПИ превращает этот регион, до сих пор весьма слабо затронутый экономическим развитием, в крупную площадку для инвестиций и в источник ценного сырья для китайской промышленности. Не будем забывать, что Памир и Гиндукуш имеют многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе редких металлов и урана. Кроме того, газ потребуется и китайским компаниям в разработке полезных ископаемых, например, медного месторождения Айнак. Крупный газопровод позволяет построить медеплавильную фабрику и вывозить не рудный концентрат, а черновую медь, пригодную для электролизного рафинирования.

12 декабря 2010 года было подписано Рамочное соглашение о строительстве газопровода ТАПИ, а уже 27 апреля 2011 года Государственный банк Китая предоставил “Туркменгазу” крупный кредит в размере 4,1 млрд. долларов на 10 лет под условия погашения поставками газа. Понятно, что столь крупный кредит предусматривает крупное вложение в большую стройку, и на тот момент был только один проект такого масштаба - ТАПИ.

Американский “План Б” перемешал все карты и сломал все расчеты. Впрочем, Китай все равно в накладе не останется. 27 августа 2011 года China National Petroleum Corp. - китайская нефтегазовая компания, заявила о том, что до 2015 года есть планы удвоить мощности газопровода Туркменистан - Китай, и довести объем импорта газа до 55-60 млрд. куб. метров в год. Сейчас импорт составляет на август этого года 13,6 млрд. куб. метров, к 2012 году объем должен составить 30 млрд. куб. метров. Увеличение плана к 2015 году до 60 млрд. куб. метров - это просто поворот того объема газа, который должен был пойти в ТАПИ, в газопровод Туркменистан - Китай. На уже выданный кредит “Туркменгаз” просто построит трубопровод в другом направлении.

Что же, китайские политики всегда вели неспешную политику и предпочитали не рисковать. Очевидно, после анализа ситуации в Афганистане ими было принято решение отложить ТАПИ до лучших времен и не поддерживать его до тех пор, пока ситуация не изменится и не стабилизируется. Китай ничего не теряет, и может выделить 4-5 млрд. долларов на стройку и в 2015, и в 2020 году, и позднее.

Последствия для Афганистана

Подобное решение, конечно, сильно осложняет ситуацию в Афганистане. Во-первых, это значительное торможение экономического развития, от чего зависит в частности строительство вооруженных сил и обеспечение безопасности. Во-вторых, афганское правительство лишается важных аргументов в процессе национального примирения. До этого оно могло обещать боевикам, и даже крупным командирам, широкие перспективы, связанные с газопроводом. Судя по заявлению Гульбеддина Хекматияра о поддержке строительства, с ним уже были предварительные договоренности. Как теперь сложится ситуация, и будут ли договоренности действительными дальше - вопрос дискуссионный.

Все это означает, что возможности склонить часть боевиков к разоружению перспективами мирной жизни и легального дохода у афганского правительства существенно сократились, и теперь волей-неволей придется упирать на усиление военного давления на талибов и стремиться к нанесению возможно большего ущерба талибским отрядам.

Американцы своими непродуманными словами и выступлениями, конечно, уже нанесли большой урон афганской безопасности, сорвали перспективные договоренности, которые могли бы гарантировать прекращение войны к 2014-2015 годам. Теперь все затягивается. Вот как важно некоторым вашингтонским экспертам прежде продумывать свои предложения, а только потом их высказывать вслух.

Впрочем, не стоит впадать в уныние. Паллиативом туркменскому газу может быть туркменская электроэнергия, а железная дорога Атамурат - Акина - Андхой хороша сама по себе, и вне проекта строительства газопровода. Временно, пока ТАПИ построить не получается, надо выдвинуть проект развития афгано-туркменского сотрудничества и развития индустрии в приграничных с Туркменистаном провинциях. Это один из наиболее спокойных районов Афганистана, и проекты там могут быть интересны инвесторам из разных стран.

Об авторе: Дмитрий Николаевич Верхотуров – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Источник: Афганистан.Ру

Метки: , , ,

Оставьте свой отзыв!