Готовы ли Россия и Европа к Новому тихоокеанскому мировому порядку?(”Geopolitika”, Литва)

США активизируют процесс создания Нового тихоокеанского мирового порядка, в котором они не видят Европу и Россию ключевыми игроками.

Готовы ли Россия и Европа отстоять свои права на ведущие роли в грядущем мировом порядке?

Американское видение будущего миропорядка: Atlantic Pax Americana умирает, да здравствует Pacific Pax Americana!

В последние годы США оказались перед гораздо более сложными проблемами, чем их давние партнеры из Европы. Рушится не только экономическая модель, но и вся трансатлантическая система отношений, в которой США были лидером. На этом фоне крах монетарной политики Европейского Союза и экономические последствия ошибочной поспешности с одноуровневой моделью евроинтеграции выглядят временными трудностями.

Однако у США есть неоспоримое преимущество, являющееся отличительной чертой всех великих держав: широта геостратегического видения и планирования, позволяющая находить асимметричные ответы на казалось бы нерешаемые проблемы. Итак, если старый мировой порядок больше не устраивает США (и наоборот), а воссоздание его в прежнем виде трудноосуществимо и требует сверхъестественных усилий, то проще попытаться возглавить процессы создания нового мирового порядка, к чему американцы и приступили с присущей им напористостью.

Последние два месяца США демонстрируют чрезвычайную активность в процессах построения Нового тихоокеанского мирового порядка. В октябре Конгресс США ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, которое должно устранить 95% всех пошлин во взаимной торговле, а главное – стать примером для дальнейшего углубления торговых (и не только) отношений Вашингтона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уже в ноябре, во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Гонолулу, Обама заявил, что США, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Чили и Перу выработали общий подход к созданию зоны свободной торговли «Транстихоокеанского партнерства» (Trans-Pacific Partnership). Ожидается, что к этой группе стран позже присоединится и Япония. Тогда же Обама заявил, что США «всегда были и всегда будут тихоокеанской нацией».

В этом же месяце лидеры США сообщили об открытии военной базы США в Австралии и о планах содержать военные корабли возле Сингапура. Также американцы планируют укрепить свое военное присутствие в соседнем Индийском океане, через который проходит ряд ключевых для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (да и не только для них) транспортных потоков.

Нынешняя заинтересованность США в Тихоокеанском регионе, конечно же, вызвана не только тем, что Обама родился на Гавайях. Еще с конца ХІХ века американцы активно продвигали свои интересы в регионе, вспомним хотя бы войну с Филиппинами 1899-1902 гг., противостояние с Японией за доминирование в Тихом океане в первой половине ХХ века, затем Корейскую и Вьетнамские войны, создание в регионе антисоветских блоков, американские базы в Японии и Южной Корее, военное сотрудничество с Тайванем и т.д.

Однако перенести центр мировой политики из Атлантического в Тихий океан США решили именно сейчас, когда созданные по их инициативе полвека назад и уже практически изжившие себя экономические и военно-политические трансатлантические модели дают серьезные сбои, а мощь стран Азиатско-Тихоокеанского региона динамично возрастает, как и их торговый оборот с Соединенными Штатами.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон раскрывает стратегические планы США в опубликованной в этом месяце в «Foreign Policy» программной статье под названием «Тихоокеанское столетие Америки» (America’s Pacific Century). Начиная словами «Будущее политики будет решаться в Азии… и США будут в центре этих событий», г-жа Клинтон довольно детально рассказывает о планах наращивания «дипломатического, экономического, стратегического и т.д.» американского присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшие десятилетия.

В первую очередь, США планируют углублять отношения с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом. Кроме того, будут активизированы отношения с Китаем, Индией, Сингапуром, Новой Зеландией, Малайзией, Монголией, Вьетнамом, Брунеем и островными тихоокеанскими государствами. Также США будут усиливать сотрудничество в рамках ASEAN и APEC. Особо Клинтон отмечает важность американского военного присутствия для стабильного и безопасного экономического развития региона.

Не менее важно отметить, что в объемной статье Хиллари Клинтон нашлось совсем немного места для нескольких дипломатических реверансов о важности отношений с Евросоюзом, и вовсе не нашлось места для России. И если страны ЕС физически расположены далеко от Тихоокеанского региона (что, впрочем, вряд ли было бы препятствием, если бы США действительно хотели видеть их существенную роль в построении Нового тихоокеанского мирового порядка), то Россия имеет самое непосредственное отношение к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Вызовы и возможности для России

Отсутствие упоминания о России в программной статье Госсекретаря США вероятно демонстрирует сильное нежелание Вашингтона видеть вовлеченность Москвы в дела региона, который американские политики считают ключевым для этого столетия.

Симптоматичным является также усиление в последнее время критики в американских СМИ политики «перезагрузки» отношений с Россией, а также осуждение вполне предсказуемого решения Путина баллотироваться в президенты. Свою роль, конечно же, играет избирательная кампания в США, однако более важным, вероятно, является понимание Вашингтоном, кто потенциально может помешать американским планам на доминирование в Тихоокеанском регионе.

Ведь Китай, несмотря на мощный экономический рост, в военном отношении все еще сравнительно слаб: оружия много, но оно существенно уступает современным западным образцам. Особенно заметно отставание Китая на море: хотя титанические усилия правительства уже дают плоды, но количественно и особенно качественно китайский военный флот пока сильно уступает американскому.

А ведь именно флот призван играть главную роль в обеспечении безопасности региона, в первую очередь – экономической. В связи с этим несостоятельна критика политическими оппонентами решения российского руководства закупить несколько военных кораблей за рубежом. Развитие собственного кораблестроения – дело, конечно же, нужное и перспективное, но мощный мобильный флот России нужен уже сегодня.

В контексте смещения мировой геополитической оси перспективными являются усилия России по усилению сотрудничества стран БРИКС. Россия, Китай, Индия и ЮАР географически частично окружают Азиатско-Тихоокеанский регион (составляющим которого де-факто является и Индийский океан). И хотя Бразилия не имеет прямого выхода к Тихому океану, скорое всего, она вместе со всей Южной Америкой будет принимать активное участие в транстихоокеанских вопросах.

Другим потенциально перспективным проектом России является Таможенный союз, призванный в будущем перерасти в экономический и военно-политический Евразийский союз. Поскольку ключевыми игроками Тихоокеанского мирового порядка будут более крупные державы, чем страны Европы, России необходимо усилить свой потенциал, чтобы иметь сопоставимый с США, Китаем, Индией и Японией ресурс. В этой связи углубление интеграции на постсоветском пространстве может дать России возможность компенсировать демографические проблемы и существенно увеличить ВВП.

Однако для завоевания места под Тихоокеанским солнцем России предстоит проделать огромную работу, в частности, включающую развитие дальневосточных регионов. В этом контексте позитивным является выделение около 15 млрд. долларов на развитие Владивостока в преддверье намеченной на 2012 г. встречи руководителей стран-членов Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Но регион требует более системного развития, поскольку вскоре он станет главным окном России в мир.

Новый мировой порядок может открыть перед Россией ряд возможностей, в частности – по-новому выстроить свои отношения с Евросоюзом. Если раньше Россия находилась на периферии Атлантического мира, то теперь Европа окажется на периферии Тихоокеанского мира, кратчайший путь к которому будет лежать через Россию. Если в Европе Россия считалась наиболее азиатской страной, то в Азии она будет наиболее европейской. Также в новом мире у России будет меньше проблем с обвинениями в склонности к авторитаризму, поскольку существующие в большинстве Азиатско-Тихоокеанских стран модели демократии гораздо ближе к российской, чем к европейской.

Замкнутость Европы

Что касается Евросоюза, то тревожным звоночком стало отсутствие его представителей на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, прошедшем в этом месяце в Индонезии. Кроме членов ASEAN, а также Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии, на саммит прилетели представители США и России. А вот Европа от перспективных процессов сотрудничества самоустранилась.

О неготовности Евросоюза к смене приоритетов свидетельствуют и результаты проведeнного в этом году ежегодного опроса общественного мнения «Трансатлантические тенденции». 52% опрошенных жителей стран ЕС считают, что отношения с США более важны для их национальных интересов, чем отношения со странами Азии (37%). В США картина прямо противоположная: здесь 51% жителей считают, что для национальных интересов важнее отношения со странами Азии, а не с Евросоюзом (его назвали лишь 38% респондентов). Отметим, что еще в 2004 г. большинство американцев отдавали приоритет отношениям с ЕС (54%) перед странами Азии (29%). Всего за несколько лет американские СМИ сумели донести до населения важность смены приоритетов, и теперь политикам США легче объяснять избирателям причины замены атлантического миропорядка на тихоокеанский. А их европейским коллегам еще предстоит огромная работа со своими избирателями, что будет стоить потерянного времени и упущенных возможностей.Зациклившись на сравнительно второстепенных экономических вопросах, Евросоюз рискует переместиться из центра на периферию всемирной геополитической игры. Такое положение может некоторое время быть вполне комфортным для европейцев, которые в случае восстановления социально-экономической стабильности смогут вести тихую и спокойную «пенсионную» жизнь. Однако молодое поколение европейцев, в лице недавно присоединившихся стран Центральной и Восточной Европы с динамичными экономиками, политика тихой стагнации вряд ли устроит.

Выходом для «новых европейцев» может стать усиление регионального сотрудничества стран Центральной, Восточной и части Северной Европы, предпосылки к которому уже имеются в виде преимущественно Польских проектов Вышеградской группы и Восточной политики, а также в виде углубления сотрудничества стран Балтии с их северными соседями. Сюда же можно отнести и налаживание отношений Польши с Россией, которые в будущем могут перерасти в сотрудничество возглавляемых ими потенциально перспективных региональных проектов.

Таким образом, в последние месяцы США активно включились в создание Нового тихоокеанского мирового порядка. Американским властям хочется, чтобы ХХІ век вошел в историю как Тихоокеанское столетие Америки. Будет ли новый миропорядок американским – во многом зависит от активности России и Европы, как одних из ключевых игроков уходящей системы международных отношений.

Максим Хилько - научный сотрудник КНУ им.Т.Шевченко, кандидат философских наук, магистр международных отношений.

Оригинал публикации: “Geopolitika”, Литва

Перевод: inosmi.ru.

Метки: , , , , ,

Оставьте свой отзыв!