“Набукко” теряет политическую поддержку Евросоюза

Перспективы проекта газопровода “Набукко”, возможно, еще никогда не были столь туманными, как сегодня.

С момента зарождения проекта в 2004 году его инициаторы должны были решить ряд непростых проблем. Трубопровод, задуманный консорциумом компаний, - австрийской OMV, немецкой RWE, венгерской MOL, болгарской BEH, румынской Transgaz и турецкой BOTAS - не имел ресурсной базы (законтрактованных объемов газа) и испытывал сложности с финансированием. Сроки его строительства постоянно откладываются. Но сейчас “Набукко” теряет самое главное, что держало проект на плаву, - политическую поддержку Европейского Союза.

 

Представители Еврокомиссии в эти дни фактически признали: куда важнее отдельных проектов для ЕС реализация более масштабного плана - открытия “Южного коридора”, то есть транспортировки газовых ресурсов из Каспийского региона в Европу в обход России. Проект “Набукко” - лишь один из возможных вариантов реализации этого плана.

 

Причем, дорогой вариант, как без обиняков заявил некогда столь оптимистично настроенный в отношении “Набукко” комиссар по вопросам энергетики ЕС Гюнтер Эттингер (Günter Oettinger). Участники консорциума вынуждены пересматривать ранее заявленную стоимость проекта в 7,9 миллиарда евро. Эттингер исходит из того, что “Набукко” может стоить “от 10 до 14 миллиардов евро”.

 

Вопрос о целесообразности

 

На фоне ослабления политического лобби продолжает уменьшаться потенциальная ресурсная база для “Набукко”. Так, Туркмения, один из важнейших предполагаемых поставщиков газа для проекта, объявила о подписании договора, который предполагает значительное увеличение поставок в Китай, в ближайшей перспективе - до 65 миллиардов кубометров в год. Говорить о скором участии в “Набукко” других возможных поставщиков, кроме Азербайджана, - Ирака, Ирана или, к примеру, Казахстана - не приходится.

 

“Набукко” может оправдать свое существование только в том случае, если удастся обеспечить хотя бы половину наполняемости трубы за счет азербайджанского газа со второй площадки месторождения “Шах-Дениз”. Это 16 миллиардов кубометров газа ежегодно, шесть из которых, согласно договоренности между Баку и Анкарой, останутся в Турции, а десять пойдут дальше в Европу. Но проблема в том, что за право транспортировать газ с “Шах-Дениза” борются сразу несколько проектов - TAP, ITGI, а также новый проект компании BP. Все они хотят использовать уже существующие в Азербайджане и Турции трубопроводы, лишь модернизировав их.

 

И только “Набукко” предполагает дорогостоящее строительство через территорию Турции новой трубы. Разрабатываемые Азербайджаном и Турцией планы проложить свой собственный газопровод для экспорта шах-денизского газа в Европу не мешают, согласно официальным заявлениям сторон, реализации “масштабного проекта “Набукко”, но, по сути, ставят вопрос о целесообразности последнего в случае, если у него не будет в запасе туркменского газа.

 

Еврокомиссия может отказаться и от Транскаспийского газопровода

 

Еврокомиссар Гюнтер Эттингер всегда утверждал, что, несмотря на все сложности, шансы “Набукко” на успех высоки. Но в конце ноября 2011 года он признал, что, “в первую очередь, это дело консорциума по разработке “Шах-Дениза” - кому они продадут свой газ”. А помощница Эттингера Марлене Хольцнер (Marlene Holzner) в разговоре с корреспондентом Deutsche Welle не исключила, что от “Набукко” в его нынешнем виде вообще откажутся. “Я не знаю, какой проект в итоге будет реализован. Это может быть и не “Набукко”, и не TAP в чистом виде, а какое-то объединяющее эти два проекта решение”, - уточнила помощница еврокомиссара.

 

Если газ из “Шах-Дениза” будет поступать в Европу через уже существующие сети, то, как дала понять Хольцнер, в ЕС не намерены настаивать и на строительстве Транскаспийского газопровода, переговоры о котором начались между ЕС, Туркменией и Азербайджаном осенью 2011 года. Этот газопровод, по замыслу, должен соединить по дну Каспия Туркмению и Азербайджан.

 

Данная ветка могла бы стать естественным рукавом “Набукко”. Хотя, по словам Хольцнер, Транскаспийский газопровод и “Набукко” не задуманы как составные части единого целого, но первый из них все же “должен стать частью более крупного трубопровода”. “Так что если Азербайджан примет решение о том, чтобы пользоваться трубой с меньшей пропускной способностью, позволяющей перекачивать только 10 миллиардов кубометров газа в Европу в год, то нам надо будет думать, что делать с Транскаспийским газопроводом. Может быть, его строительство и не понадобится”, - добавила Хольцнер.

 

К идее “Набукко” могут вернуться позже

 

Иными словами, пусть меньше, но дешевле. И “Южный коридор” по поставкам каспийского газа в Европу можно будет объявить открытым. К тому же, ЕС тем самым сможет избежать конфронтации с Россией, которая активно выступает против строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия, чей международный статус до сих пор вызывает споры.

 

Поскольку есть консенсус между поставщиками из Каспийского региона и потребителями в Европе, то “Южный коридор” будет существовать, объясняет главный редактор выпускаемого в Голландии специализированного издания Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд. В какой форме - другой вопрос. Более того, по оценке эксперта, через несколько лет проект “Набукко” может вновь стать экономически оправданным и быть реализован в полном объеме. “Все зависит от участников”, - резюмировал Тибольд.

 

Источник: DW

Метки: , , , , , , , ,

Оставьте свой отзыв!