Большой Белуджистан

18 Сен 2015 | Автор: admin |

Белуджи - народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. Площадь расселения этноса составляет 650 тыс. кв. км, из которых 350 тыс. кв. км приходится на Пакистан, 200 тыс. - на Иран и 100 тыс. - на Афганистан. Численность белуджского народа колеблется от 10 до 18 млн. человек. Религия - ислам суннитского толка. На протяжении всего XX века белуджи неоднократно предпринимали попытки создать собственное государство. Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии - медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т.д. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г., что положило начало освоению крупнейшего газового месторождения Суй (Suii) в Пакистане. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами - Гвадар и Чабахар (Чахбехар).

Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы - Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение - это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар - третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта.

Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана - инструмент интеграции экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии с точки зрения импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии.

Второй внерегиональный игрок - Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать его еще в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора “Север-Юг”. Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар - самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны - это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара - часть программы централизованного бункеровочного бизнеса.

Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км. Именно на этом отрезке сталкиваются интересы Китая и Индии. Подробнее здесь

Комментарии закрыты.

WP: 12.1MB | MySQL:18 | 0.282sec