Создается новая российская нефте- и газоэкспортная транзитная система

Картинка 2 из 76Россия твердо решила “обходить” не только страны Балтии, но и Украину в нефтеэкспорте и в экспорте газа, об этом заявил российский премьер В. Путин, подписав соответствующие документы, - пишет “Российская бизнес-газета”.

Причина таких действий не только в том, что за российский внешнеторговый транзит Киев ежегодно получает минимум 200 миллионов долларов: почти 40 процентов объема экспортируемой российской нефти перекачивается, и уже который год, через Украину (по нефтепроводу “Дружба”, проложенному еще в 1960-1970-х в страны Восточной Европы, и его ответвления к ряду украинских черноморских портов). А в условиях активного сближения Украины с НАТО и США Киев может в политических целях препятствовать под любыми предлогами этому транзиту, обвиняя в срыве поставок Россию. Что украинские власти, кстати, уже делали в 2006 и 2007 годах, а руководство Евросоюза в таких ситуациях призывало к развитию энергоэкспортных маршрутов из СНГ в обход России (”Белый поток”, “Набукко”, Транскаспийский нефтепровод).

Вдобавок многие украинские чиновники и политики выступают за передачу в долгосрочную аренду западным фирмам нефтепроводной сети между Западной и Юго-Западной Украиной (Одесса - Броды - граница с Польшей), и не исключено, что то же будет лоббироваться по украинским нефтепроводам, обслуживающим российский экспорт. Словом, политическая составляющая российских нефтепроводных проектов в обход Украины и стран Балтии едва ли меньше экономической.

Премьер-министр России Владимир Путин 14 мая подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008-2012 годах второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 миллионов тонн в год. БТС-2 - это ответвление от участка нефтепровода “Дружба” в Брянской области - вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной (район Унеча). Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга (Ленинградская область) на Финском заливе. Стоимость строительства этого нефтепровода - 3,8 миллиарда долларов, а нефтетерминала в Усть-Луге - минимум 27 миллиардов в текущих ценах (около 12,6 миллиарда - госинвестиции, 14,7 миллиарда - на частные, в том числе иностранные).

Эти объекты “примут”, по большинству оценок, минимум 60 и до 65-70 процентов ежегодного объема российской нефти, перекачиваемого соответственно через Латвию с Литвой и Украину в европейское зарубежье. Ежегодная нефтетранзитная экономия РФ составит в среднем по 160 миллионов долларов на украинском и латвийско-литовском направлениях.

Некоторые источники сообщают о проекте нефтепровода через Белоруссию в Польшу: это ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк - Верхнедвинск (Белоруссия) - Литва - Латвия, в том числе к их балтийским портам (Бутинге, Вентспилс). Протяженность “проектной” артерии - свыше 400 км, пропускная способность намечена до 14 миллионов тонн в год. По экспертным оценкам, эта артерия может переориентировать на себя минимум четверть ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления.

Кроме того, в перспективе возможно использование нефтепроводной/нефтепродуктопроводной сети от белорусского Бреста в Польшу, использовавшейся в рамках Варшавского договора.

По мнению российского аналитика-транспортника Сергея Бортеева, “Россия ныне более активно создает собственную систему для экспорта топливного сырья, ибо транзитная зависимость РФ уже используется для политического давления на Россию, в том числе со стороны Запада. Не говоря уже о том, что для такого давления “транзитные” страны повышают тарифы на транзит или понижают их, если Москва идет на политические уступки этим странам. Что до альтернативных путей - прежде всего это Беларусь, где самые низкие в бывшем СССР транзитные тарифы и минимальное расстояние между Россией и европейским зарубежьем. В большей мере можно использовать для экспортных перевозок и россий-ское побережье Финского залива, Черного, Азовского морей, а в перспективе - и порты Мурманской области”.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, считает, что “если цена на транзит газа по территории Украины будет выше европейской, Москва наверняка решит строить газопровод Ямал - Европа-2, проходящий через Беларусь и Польшу, стоимостью 4 миллиарда долларов и мощностью 33 миллиарда кубометров в год. Более того, как считают в “Газпроме”, если все три новых газопроводных проекта - “Южный поток”, “Северный поток” - “Нордстрим” и Ямал - Европа-2 - будут задействованы, объем транзита российского газа через Украину к 2013 году сможет снизиться со 110 в 2007 году до 27 миллиардов кубометров в год. Речь идет о просчитанной стратегии по минимизации транзитной уязвимости РФ”.

Но есть и другие мнения. Так, украинский эксперт, доктор экономических наук Ермолай Коваленко полагает, что “быстро переориентировать транзит нефти и газа через Украину на российские артерии и порты Россия вряд ли сможет. Хотя бы из-за крупных объемов этого транзита и давней сориентированности большинства европейских нефтегазоимпортеров именно на украинские трубопроводы. Но российский транзит через Украину, и не только нефтегазовый, уже начинает сокращаться. В таких условиях Киеву придется либо резко снижать транзитные тарифы, либо убедить ЕС выступить против сокращения российских нефтегазопоставок через Украину. То есть доказать ЕС, что это сокращение ему невыгодно”.

http://www.oilru.com/news/73676/

Метки: , , , , , , ,

Оставьте свой отзыв!